«Поняв невозможность этого, Али Керимли вместе со мной поехал в Нахчыван» - Гудрат Гасангулиев Политика

«Поняв невозможность этого, Али Керимли вместе со мной поехал в Нахчыван» - Гудрат Гасангулиев

Представляем интервью председателя Партии справедливости, права и демократии (ПСПД), депутата Милли Меджлиса Гудрата Гасангулиева сайту teleqraf.az

- Гудрат-бей, ПНФА распространил заявление по поводу ареста Али Керимли, но правящая Партия Новый Азербайджан все еще официально не прокомментировала попытку государственного переворота. Почему, на Ваш взгляд?

- Этот вопрос следовало бы адресовать ПНА, хотя я думаю, что это потому, что пока нет официального заявления соответствующих государственных органов. В соответствии с п. 5 ст. 63 Конституции под заголовком «Презумпция невиновности», без приговора суда никто не может считаться виновным в преступлении. Следственный орган не опровергал сообщений медиа, но общественности официально не сообщалось о том, что такое преступление имело место.

- Некоторые утверждают, что на самом деле такого преступления не было, все устроено для недопущения в стране альтернативных мнений и критики. Неужели Али Керимли был настолько страшен для властей?

- Арест председателя политической партии в любом случае вызывает большое сожаление. Но отмеченные вами комментарии причин ареста – абсурд. Конечно, Азербайджан по уровню развития демократии – не Швеция, и не Швейцария, в которой для выяснения мнения народа по тому или иному вопросу 2-3 раза в год проводятся референдумы. Но у нас и в парламенте, и в медиа, и в общественно-политической жизни есть и критика, и альтернативные мнения. Надеюсь, что это со временем еще более расширится. Даже самому безнадежному дилетанту в голову не придет, не поверит он, что власти боятся Али Керимли. И внутренние, и внешние силы периодически замысливали использовать Керимли для того, чтобы оказать давление на власти. В 2000 году на парламентских выборах ПНФА получил 7 депутатских мест, но Керимли по особому поручению отказался идти в парламент, а потом по другому поручению вернулся в Милли Меджлис. В 2001 году в преддверии переговоров между Азербайджаном и Арменией в Ки-Уесте он опять-таки по поручению отложил митинг, запланированный ПНФА под лозунгом «Азербайджан не примирится с потерей Карабаха». В то время на Азербайджан оказывалось сильное давление, чтобы мы смирились с потерей земель, как сейчас оказывают давление на Украину. В 2003 году на президентских выборах вновь по указке он отозвал свою кандидатуру не в пользу Исы Гамбара, с которым вместе состояли в правительстве НФА, а в пользу Этибара Мамедова, которого обвинял в причастности к мятежу в Гяндже. В 2013 году сыграл одну из основных ролей в авантюре Рустама Ибрагимбекова, присланного со специальной миссией из Москвы. В свою последнюю перед лишением иностранного паспорта поездку в Брюссель заявил, что правительство Ильхама Алиева представляет угрозу для мира с Арменией. Его выступление опубликовала газета «Азадлыг», и было даже особо отмечено, что он выступал по-английски. Человек, заявляющий, что борется за демократию, обязан учитывать показатели социального развития народа и региональную геополитическую обстановку, действовать соответственно. Этот человек боролся не за ценности, а всегда стремился к власти и к деньгам. Не постеснялся сказать, что Гейдар Алиев предлагал ему должность. В действительности после того, как Эльчибей покинул Баку, он пришел к Гейдару Алиеву и попросил назначить его послом в одну из европейских стран. Но Гейдар Алиев ответил, что должен согласовать вопрос с Суретом Гусейновым. Поняв невозможность этого, Керимли отправился вместе со мной в Нахчыван, а оттуда в Турцию. Из Турции приехал в Келеки, а потом, договорившись с правительством, вернулся в Баку. Власти знают, что из-за его ареста столкнутся с давлением со стороны определенных кругов на Западе, но, по-видимому, приняли решение о его аресте, отложив в сторону соображения политической целесообразности, чтобы не допустить повторное использование его в деструктивных целях.

- Вы считаете, что его арест политически нецелесообразен?

- Если верить сообщениям печати, информация об этом преступлении была передана нам Россией. Тогда у многих возникает вопрос: для чего это России? Ведь Керимли по меньшей мере создавал Национальный совет вместе с присланным из Москвы Рустамом Ибрагимбековым. Здесь многие факторы могут сыграть роль. Во-первых, в свое время, когда тог требовали государственные интересы, Россия по требованию Азербайджана выдала и Рагима Газыева, и Сурета Гусейнова. Россия может сделать это для того, чтобы продемонстрировать свою верность союзническим отношениям в момент определенной напряженности в отношениях с Азербайджаном. Приведу другой пример – думайте и сравнивайте. Почему Россия не вывезла из Карабаха миллиардера Рубена Варданяна, очень близкого к Путину человека, и он был арестован? По-моему, они подумали, что таким образом развеется его имидж пророссийского политика, посидит какое-то время под арестом и облачится в тогу страдальца, а после подписания итогового мирного соглашения выпустят на свободу, после чего сможет вернуться в Армению героем и стать главным кандидатом на пост премьер-министра. Россия может также принять во внимание, что арест Керимли затруднит смягчение отношений Азербайджана с западными странами, находящимися с РФ в состоянии войны. Возможны и другие мотивы.

- Джемиль Гасанли, который в свое время создал комитет защиты прав Фархада Алиева, бывшего министра в нынешней правящей команде, после задержания Али Керимли вместо того, чтобы защищать его права, хотел выехать из страны. Как бы Вы прокомментировали это?

- По-видимому, Фархад Алиев был щедр, и потом, Гасанли не испытывал опасности, защищая его, а теперь думает, что беспокоиться стоит. Он - другая форма Али Керимли. Еще со времен Муталибова постоянно работал с теми, кто у власти. Одно время отказался от ПННА, ради депутатского мандата отказался от поста заместителя Али Керимли в ПНФА, в бытность депутатом состоял любимцем нынешних властей. 80% участников свадьбы его сына были представители руководства ПНА. Был назначен членом комиссии по науке Администрации президента, по заказу представителей властной команды писал книги, восхваляющие правительство, посещал могилу Гейдара Алиева и прочее. Потом не был избран депутатом, и что там ему шепнул на ухо Рустам Ибрагимбеков или кто-то еще, полностью изменился.