Гудрат Гасангулиев внес предложения по законопроекту: «Это необходимо для безопасности государства» Политика

Председатель Партии справедливости, права и демократии (ПСПД), депутат Милли Меджлиса Гудрат Гасангулиев на последнем пленарном заседании парламента при обсуждении во втором чтении проекта закона «О внутренних войсках Азербайджанской Республики» поделился своим мнением и внес предложения: «В соответствии с порядком второго чтения у меня несколько предложений по обсуждаемому законопроекту. Прежде всего хотел бы поздравить каждого из вас, личный состав Вооруженных сил, солдат и офицеров внутренних войск – составной части Вооруженных сил, сотрудников МВД с приближающимся Днем Победы. В достижении этой победы они сыграли особую роль. Сразу после объявления в стране военного положения министр внутренних дел был назначен комендантом по республике, а после Победы министр Вилайет Эйвазов был удостоен президентом республики второй по значимости награды Азербайджанской Республики – орденом Победы. Это была и оценка, данная внутренним войскам, их деятельности, службе».
Затем депутат сказал:
- Хочу сделать предложение по ст. 8.2.14 законопроекта. Здесь отмечается, что командующий внутренними войсками в соответствии с законом «О государственных закупках» заключает контракты для снабжения внутренних войск оружием, специальными средствами, боевой и специальной техникой. Во всех развитых странах, где обеспечено верховенство закона, имеется разделение властей, надзор, причем сторонний надзор за вооруженными силами осуществляет парламент, то есть законодательный орган. Поэтому здесь следует указать, что эти контракты утверждаются соответствующими комитетами Милли Меджлиса. Это крайне важно для обеспечения непосредственного надзора.
Другой вопрос, который я хотел бы затронуть, касается личного состава внутренних войск. Ранее я сообщал и об этом. Вопрос в том, что как с курсантами академии внутренних войск, так и с офицерами при приеме на работу должен заключаться трудовой договор. Нужен договор о прохождении военной службы, примерный образец которого должен быть представлен в дополнении к закону. В нем должны быть точно указаны их права и обязанности. Конечно, могут сказать, что есть закон «О статусе военнослужащих», и в нем определен статус всех военнослужащих, в том числе солдат и офицеров внутренних войск. Но, к большому сожалению, закон этот не соблюдается. Ко мне обратился 71 офицер, прежде служившие во внутренних войсках и ныне находящиеся в запасе. Все они просят Милли Меджлис помочь в обеспечении выполнения этого закона. Им не предоставляют квартиры. В прошлый раз уважаемый Али-муаллим сослался на указ президента. Но в указе президента нет каких-либо положений о том, чтобы не предоставлять квартиры военнослужащим пограничных или внутренних войск. Считаю, что этот вопрос обязательно должен найти свое решение, таково требование пункта 7 ст. 12 закона о статусе военнослужащих. Считаю, что и этот вопрос должен быть отражен в договоре.
Очередной вопрос, которого я хотел бы коснуться, связан со статьей 14-й, - в каких случаях внутренние войска могут привлекаться к исполнению своих обязанностей. Здесь отмечается, что внутренние войска выполняют нижеследующие задачи. Я же предлагаю, чтобы ст. 14.1 была озаглавлена так: внутренние войска при объявлении в стране чрезвычайного или военного положения выполняют нижеследующие задачи. Потому что в соответствии с пунктом 28 ст. 109 нашей Конституции президент направляет представление в Милли Меджлис для предоставления согласия на выполнение вооруженными силами задач, не связанных с их назначением. Внутренние войска – составная часть вооруженных сил, и в тех случаях, когда внутренние войска привлекаются к выполнению отмеченных задач, эти задачи предусматриваются при объявлении в стране чрезвычайного положения. Поэтому, если, к примеру, возникла опасность для деятельности государственных институтов, или попытка мятежа, либо государственного переворота, если есть проблемы с защитой прав и безопасности граждан, или же массовые беспорядки, то в таких случаях президентом должно быть объявлено чрезвычайное положение, а затем внутренние войска должны быть привлечены к выполнению этих задач. Потому что, во-первых, в стране царит стабильность. Во-вторых, есть спецподразделение МВД – полк полиции быстрого реагирования. Они достойно исполняют свои обязанности, и считаю, что на использование внутренних войск внутри страны должно даваться разрешение только в этих двух случаях. Потом у что и внутренние войска, и военные формирования – составная часть Вооруженных сил. Военные формирования тоже используются только тогда, когда в стране либо военное положение, либо чрезвычайное положение.
Последний вопрос, который хочу затронуть, связан с отсутствием парламентского надзора за деятельностью вооруженных сил. Я затрагивал этот вопрос и тогда, когда мы принимали закон «О вооруженных силах». У нас нет парламентского надзора за деятельностью вооруженных сил. Во всем мире надзор за деятельностью вооруженных сил возможен. Посмотрите – в статье 29 отмечено, что общий надзор за деятельностью внутренних войск осуществляет главнокомандующий Вооруженными силами Азербайджанской Республики, а внутриведомственный надзор за деятельностью внутренних войск осуществляет руководитель структуры, определенной соответствующим органом исполнительной власти, и командование внутренних войск. Но никакого стороннего надзора нет. Считаю, что сюда следует добавить: сторонний надзор за деятельностью внутренних войск осуществляет соответствующий комитет Милли Меджлиса. То есть над лицами с оружием в руках обязательно должен быть гражданский надзор. Если этого нет, то, считаю, будет невозможно быстро выявлять то, что там происходит, устранять недостатки. Это нужно и для безопасности государства, и, как я сказал, для предотвращения других возможных беззаконий.
Отвечая на вопрос спикера Сахибы Гафаровой по его рассуждениям, депутат сказал:
- Очень интересный и верный вопрос. Я хочу привести в пример США. В связи с любыми нарушениями закона во внутренних войсках соответствующие комитеты проводят слушания, проводятся регулярные поездки членов комитета в воинские части и военные формирования, их беседы с солдатами и офицерами. Кроме того, цены, целесообразность, объемы закупаемого оружия должны обсуждаться в соответствующих комитетах, как продажа, так и закупка оружия должна разрешаться только в случае согласия комитетов. Я считаю, что при таких условиях возможно выявлять, скажем, нарушения устава или иные недостатки в воинских частях и своевременно предупреждать их. Во всех развитых странах вооруженные силы работают с соответствующими комитетами. Считаю, что если и у нас будет организован такой надзорный механизм, то это будет на пользу общему делу. Мы сможем осуществлять серьезный надзор и за расходованием бюджетных средств.
3 Noyabr 13:00
2 863
Xəbər lenti

























































